On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно. ВНИМАНИЕ НА ФОРУМЕ ЗАПРЕЩЕНЫ СООБЩЕНИЯ, РАЗЖИГАЮЩИЕ РЕЛИГИОЗНУЮ ВРАЖДУ.



АвторСообщение





Сообщение: 41
Зарегистрирован: 16.04.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 12:41. Заголовок: Философия.Компаративистика


Предлагаю открыть ветку посвященную кампаративистике науке сравнения учений и поиска общего. Начнем с краткого экскурса, а потом и сами сравнения.

Не нужно быть большим специалистом в философии или истории философии, чтобы уразуметь простую истину: философские рассуждения с необходимостью используют компаративную методологию, мы имеем в виду прежде всего сравнение различных философских положений, мыслителей, принадлежавших как к разным традициям и временам, так и творивших в одно примерно время. Философия обладает уникальным свойством, роднящим ее скорее с литературным творчеством и искусством, чем с естественнонаучными штудиями, а именно, свойством, которое часто именуют как вневременность, всевременность, вечная современность. Вряд ли кому из современных мыслителей, работающих в области естественнонаучного знания — разве что тем, кто как историк науки занят этим делом профессионально — придет в голову изучать и использовать в должной мере исследования минувших столетий. Естественнонаучное знание ориентируется на «последний писк», на последние достижения, хотя, вроде бы претендует на вневременность открываемых ею законов. В этом отношении философия оказывается всегда современной, а мыслители, творившие в разные столетия, а иногда и тысячелетия, оказываются нашими современниками. Соответственно то, что было сказано в достаточно удаленное время, звучит и в наши дни вполне современно. А раз так, то и простор для компаративных штудий оказывается широчайший, ибо компаративистика, если она возможна, есть сравнение и собеседование. Беседовать же могут лишь те, кто обладает единым «языком» для беседы, а сравниваться могут лишь те «сюжеты», которые обладают единым основанием.

Итак, мы подошли к самому изначальному пункту компаративных исследований, которые, впрочем, вполне вписываются в саму «схематику» философского дискурса, а именно, мы указали на возможность сравнения мыслителей, их систем и идей. Но эта возможность сравнения базируется на достаточно произвольном допущении, что есть некое общее основание сравнения, которое, в конечном итоге и фундирует любое компаративное исследование. Философия и философы говорят что-то и о чем-то, и это что-то и о чем-то является содержанием сказанного. Само содержание, смысл сказанного оказывается сказанным таким образом, что позволяет нам говорить о тождественности. Почему о тождественном? Грубо говоря, философ бросает взгляд на мир, свое окружение, на самого себя и делает определенного рода
высказывания, которые суть ни что иное, как презентация, отражение, размышление, рефлексия и т.п. о мире, себе и своем окружении. Это сказанное, озвученный взгляд оказывается тем, что позволяет осуществлять сравнение с другим мыслителем — принадлежащем может быть другому времени и другой культурной традиции — также бросает взгляд и что-то высказывает. Понятно, что возможность сравнения базируется в данном случае на том обстоятельстве, что философы оба что-то говорят специфически философским образом о чем-то, что может по своей сути или по своей внутренней схематике быть тождественным. Тогда, в принципе, и можно попытаться осуществить компаративное исследование, базирующееся на том простом обстоятельстве, что мы видим почти один и тот же мир, почти одними и теми же глазами. И если бы не было этого почти, то и сам проект компаративного исследования не вызывал бы никаких сомнений. Это во-первых.

Во-вторых, есть еще одно обстоятельство, на которое следует указать сразу же. Испокон веков философия и философы претендует в той или иной степени на всеобщность. И даже если мир не тождественен, изменяется, как и, впрочем, взгляд бросаемый на него мыслителем (мыслителями) — что, казалось бы, затрудняет сравнение, ибо в этом случае необходимо вносить поправки, отражающие дрейф и мира и взгляда на мир — то переводя единичное и изменчивое, перемещая его в сферу всеобщего, мы таким образом создаем общую почву для сравнения. Философский дискурс, философский язык, претендуя на всеобщность создает ту сферу, ту форму, которая и позволяет внести тождественность, нивелировав диспарантно чуждое, и, соответственно, произвести акт сравнения.

Указанные два пункта дают нам возможность осуществить акт сравнения, и, соответственно, оправдывают сам проект компаративной философии. Философы в разное время и в разных культурных традициях говорят нечто тождественное о тождественном, или, возводя нетождественное в ранг всеобщего делают нетождественное тождественным, и, соответственно, мы имеем полное право их сравнивать, проводить параллели, выявлять тождественное и т.п. Все было бы хорошо, подчеркнем еще раз, если бы не было этого злополучного почти, которое может разрушить проект компаративистики, делая из нее псевдометодологию, работающую на грани фола и базирующуюся на личном чутье философа, осуществляющего акт сравнения и поиска тождественного в основании сказанного разными мыслителями прошлого и настоящего.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Сообщение: 42
Зарегистрирован: 16.04.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 12:45. Заголовок: Философия.Компаративистика. Архетипы Юнга


Достаточно показателен «случай» Карла-Густава Юнга, много исследовавшего не только психику, но и занимавшегося восточными религиями. В его работах можно встретить много параллелей, которые, на первый взгляд как раз говорят о возможности сравнения, ибо, грубо говоря психический слой бессознательного, архетипы оказываются на уровне символов тождественными. Вот несколько цитат,
которые как раз подтверждают возможность сравнения: «Наша западная психология на деле достигла того же, что и йога, а именно: она в состоянии достичь глубинного слоя бессознательного и дать его научное описание» «Эта бессознательная психика, общая для всего человечества, состоит не из осознаваемых содержаний…Факт коллективного бессознательного — это просто психическое выражение тождества структур мозга по ту сторону любых расовых различий» и т.п. Базис сравнения в этом случае у Юнга тождественен у всего человечества — это архетипический слой бессознательного. А раз так, то мы можем в принципе говорить о тождественности психоаналитических практик и мудрости Востока, которые фиксируются не только в йоге, но и даосизме, конфуцианстве и т.п., поскольку они, пускай по разному, но говорят об одном и том же явлении, причем восточная мудрость оказывается иногда впереди западной рациональности, которая лишь благодаря психоанализу получила ключ к восточной традиции.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет