On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно. ВНИМАНИЕ НА ФОРУМЕ ЗАПРЕЩЕНЫ СООБЩЕНИЯ, РАЗЖИГАЮЩИЕ РЕЛИГИОЗНУЮ ВРАЖДУ.



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 73
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 22:55. Заголовок: Индуизм.Понятие Бога


В данной ветке предлагается всем представителям Индуизма раскрыть вопрос понятия Бога.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]





Сообщение: 19
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 22:56. Заголовок: Индуизм.Шиваизм.Понятие Бога


Бог Шива - все и во всем, единый без второго, Высшее Существо и Абсолютная
Реальность. Он - Пати, наш Господь, имманентный и трансцендентный. Творить,
сохранять, разрушать, сокрывать и проявлять - таковы пять Его сил. Аум.

БХАШЬЯ

Господь Шива - единая Сущность, но мы осознаем Его в трех Его совершенствах,
каковы суть Абсолютная Реальность, Чистое Сознание и Изначальная Душа. В
Своем качестве Абсолютной Реальности Шива - непроявленная, неизменная и
трансцендентная Сущность, самодостаточное Божество, вневременное, вне формы
и пространства. В Своем качестве Чистого Сознания Шива - проявленная
первичная субстанция, чистая любовь и свет, струящиеся сквозь все формы,
существующие повсюду во времени и пространстве как бесконечный интеллект и
сила. В Своем качестве Изначальной Души Шива проявляется в пяти измерениях:
Брахма - творец, Вишну - вседержитель, Рудра - разрушитель, Махешвара -
сокрывающий и Садашива - проявляющий. Он - наш личностный Бог, источник
всех трех миров. Наш Божественный Отец-Мать защищает, питает и руководит
нами, сокрывая Истину по мере нашей эволюции и открывая ее, когда мы
достаточно зрелы, чтобы получить благую милость Господа. Бог Шива есть все
и во всем, Его величие выше нашего понимания, это - священная тайна,
которая может быть открыта при прямом общении. Воистину, когда постигаешь
Шиву, постигаешь все. Так говорят Веды: <Та часть Его, которая
характеризуется тамасом, именуется Рудрой. Та часть Его, что принадлежит
раджасу, есть Брахма. Та часть Его, которая принадлежит саттве, есть
Вишну>. Аум НамахШивайя.

Какова непроявленная сущность Бога Шивы?

ШЛОКА 17

Парашива - это Непроявленная Реальность или Абсолютное Бытие Бога Шивы,
отличное от двух других Его совершенств, которые проявлены и имеют форму.
Парашива есть полнота всего, отсутствие отсутствия. Аум.

БХАШЬЯ

Парашива - самодостаточный Бог, который должен быть реализован, чтобы быть
познанным; - <не существует> и вместе с тем кажется существующим. Однако
само существование и все состояния ума, существования и опыта могут
существовать лишь благодаря конечной реальности Бога. Такова великая тайна,
которую йоги, риши, святые и мудрецы поняли в течение веков. Для того чтобы
открыть Парашиву, йог углубляется в созерцание. По мере того, как в его уме
возникают мысли, ментальные концепции мира или Бога, которого он ищет, он
мысленно повторяет: <Нети, нети - это не то, это не то>. Его успокоенное
сознание вырастает в Саччидананду. Он повсюду проникает через все формы в
этом блаженном состоянии. Он помнит свою цель, которая за пределами
блаженства, и твердо повторяет: <Нети, нети - это не то, чего я ищу>. Через
пранаяму, через мантру, через тантру, йог проявляет неукротимую волю, и
последние признаки формы, времени и пространства отступают, когда йог,
глубоко погруженный в нирвикальпа-самадхи, погружается в Парашиву. Так
говорят Веды: <Сияющее, бесформенное, не имеющее начала и чистое, то
всепроникающее Существо - одновременно внутри и вовне. Он превосходит даже
трансцендентное, непроявленное, причинное состояние вселенной>. Аум Намах
Шивайя.

Что такое Чистое Сознание Бога Шивы?

ШЛОКА 18

Парашакти - это чистое сознание, субстрат или первичная субстанция, текущая
через все формы. Это непостижимое присутствие Шивы, изначальная основа и
бытие всего сущего, без которой ничто не может продолжаться. Аум.

БХАШЬЯ

Парашакти, <Высшая Энергия>, называется многими именами: тишина, любовь,
бытие, сила и всезнание. Именно Саччидананда -
существование-сознание-блаженство - Та изначальная Сила существования,
которая недифференцированна, полностью осознает Себя и не имеет объекта
своего сознания. Она излучает божественный свет, энергию и знание. Из
Парашивы всегда исходит Парашакти, первое проявление разума, сверхсознания
или бесконечного знания. Бог Шива знает благодаря бесконечному,
постоянному, любящему сверхсознанию. Шива знает свои творения от глубины до
поверхности. Его Сущность пребывает внутри каждой одушевленной и
неодушевленной формы. Если бы Бог Шива убрал свою всепроникающую Парашакти
из одного или из всех трех миров, они бы рассыпались и исчезли. Шакти Шивы
- это устойчивая Сила, присутствующая во вселенной. Эта неограниченная Сила
не имеет ни начала, ни конца. Воистину, Она - Божественный Разум Господа
Шивы. Веды говорят: <Он - Бог, скрытый во всех существах, их внутренняя
Душа, Которая во всем. Он наблюдает творение, живет во всех вещах и
наблюдает все вещи. Он - чистое Сознание за пределами всех трех состояний
природы>. Аум Намах Шивайя.

Какова природа Изначальной Души?

ШЛОКА 19

Парамешвара - это несозданная, вечносущая Изначальная Душа, Шива-Шакти,
Творец и высший Повелитель махадэвов и существ всех трех миров, Пребывающий
в Своем творении, наш личностный Господь правит изнутри, а не сверху. Аум.

БХАШЬЯ

Парамешвара, <Всевышний Бог>, Мать всей вселенной, есть вечный и независимый
Владыка, почитаемый всеми богами и разумными существами. Шива-Шакти так
любим, что все связаны с Ним глубокими связями. Он настолько велик и
настолько могуч, что люди страшатся перечить Его воле. О Нем так много
говорят, что Его имя на устах у всех, ибо Он - изначальный звук. Будучи
изначальной и совершенной формой, Бог Шива в третьем совершенстве Своего
Существа - Изначальная Душа, проявленный и личностный Господь, -
естественно творит души по своему образу и подобию. Полюбить Бога - это
познать Бога. Познать Бога - это почувствовать Его Любовь к вам. Такой
сострадательный Бог - Существо, чье сияющее тело может быть увидено в
мистическом видении, - заботится о малых существах, каковыми являемся мы, и
о нашей вселенной. Есть много мистиков, которые видели блестящую
молочно-белую форму сверкающего тела Шивы с огненными волосами, изящными
руками и ногами, большими кистями, совершенным лицом, любящими глазами и
задумчивой улыбкой. Агамы говорят: <Парамешвара - причина пяти проявленных
аспектов: эманации (сришти), сохранения (стхити), растворения (самхары),
сокрытия (тиробхавы) и проявления (ануграхи). Аум Намах Шивайя.

Каковы традиционные формы Бога Шивы?

ШЛОКА 20

Наше почитание великого Бога Шивы направлено на различные образы и
изображения. Главными среди них являются Шивалингам, Натараджа,
Ардханаришвара, Дакшинамурти, Хари-Хара, Бхайрава и тришула. Аум Намах
Шивайя.

БХАШЬЯ

Любая форма является формой Шивы. Традиция дала нам несколько особых
святынь. Шивалингам - это первый образ Божества. После него в результате
мистических видений возникли другие изображения. Мы представляем Бога Шиву
как Парашиву, когда мы почитаем Шивалингам. Его простая эллипсоидная форма
без слов говорит о невыразимом Абсолютном Бытии Бога. Мы превозносим Шиву
как Парашакти или Саччидананду, вездесущего Бога во плоти, когда мы
поклоняемся любой форме Его неотделимой Шакти, особенно Ардханаришваре,
правая половина которого - мужская, а левая половина - женская, в котором
примиряются все противоречия. Мы обожаем Его как Парамешвару, Изначальную
Душу, когда мы поклоняемся Натарадже, Божественному Танцору, который
оживляет вселенную. Таким образом, мы поклоняемся трем совершенствам Шивы в
трех формах, зная, что Он - единая Сущность, полностью присутствующая в
каждом из них. Он также является Дакшинамурти, молчаливым учителем;
Хари-Харой - полу-Шивой, полуВишну; и Бхайравой, неистовым обладателем
тришулы - трезубца любви, мудрости и действия. <Тирумантирам> утверждает:
<Везде есть Священный Образ. Везде - Шива-Шакти. Везде есть Чидамбарам,
везде есть Божественный Танец>. Аум Намах Шивайя.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 22:57. Заголовок: Индуизм.Шиваизм.Понятие Бога


Существуют ли другие боги, кроме Шивы?

ШЛОКА 21

Всевышний Бог Шива создал всех богов и дал им независимое существование и
силы, однако Он полностью пронизывает их всех. Они отдельны, и все же
неотделимы. На самом глубоком уровне ничто не существует отдельно от Него.
Аум.

БХАШЬЯ

Бог Шива - это Высшая Сущность, Господь среди богов. Он один пребывает
повсюду. Ни один атом не движется без Его воли. Ганеша, Карттикейя, Индра,
Агни и все триста тридцать миллионов богов индуизма созданы, подобно нам,
Богом Шивой, и им предначертано быть в союзе с Ним. Боги - это души
высокого уровня развития. Это очень старые и зрелые души, сильные сущности,
живущие в Шивалоке. Хотя они не мужского и не женского рода, их можно для
простоты считать богами и богинями. Дэвы - это доброжелательные существа
света, обитающие в высоких сферах Антарлоки. Они из своего мира помогают
направлять эволюцию между рождениями. Асуры - это демонические существа
тьмы, незрелые души, которые временно обитают в Нараке, низших сферах
Антарлоки. Дэвы и асуры обычно рождаются вновь. Мы почитаем Шиву и богов
(махадэвов). Мы не поклоняемся дэвам и не обращаемся к асурам. Карттикейя,
Ганеша и все боги, дэвы и асуры почитают Шиву. Так говорят Веды: <От Него
рождены боги многими способами, небожители, люди, скот, птицы, вдох и
выдох, рис и ячмень, аскетизм, вера, истина, целомудрие и закон>. Аум Намах
Шивайя.

Какова природа Господа Ганеши?

ШЛОКА 22

Бог Ганеша - это покровитель искусства и науки с ликом слона, Устранитель
препятствий и Хранитель дхармы. Он царствует как сила справедливости,
воплощение кармического закона Шивы во всех трех мирах. Аум.

БХАШЬЯ

Бог Шива, Всемогущая Сила, создал небеса и землю и Господа Ганешу для
наблюдения за сложными кармами и дхармами на небесах и на земле. Господь
Ганеша был создан как управитель и межпланетарный, межгалактический бог.
Его знания бесконечны, его суждения справедливы. Не кто иной, как Господь
Ганеша, и его мощный сонм ганов мягко помогают душам выйти из пучины Нараки
и приводят к высшему сознанию после того, как принесено покаяние, и ведут
их по прямому пути к дхармичной судьбе. У него сложный ум, он любит
пышность, обожает все сладкое и любит лесть. Бог Шива объявил, что Его сыну
должно быть оказано поклонение первому, даже перед Ним Самим. Воистину, он
- бог кармы. Все махадэвы, младшие боги, дэвы и чувствующие существа должны
поклоняться Ганеше до того, как будет совершен какой-либо ответственный
шаг. Те, кто этого не делает, ограничены собственными рамками. Воистину,
поклонение ему определяет судьбу человека. В <Тирумантирам> сказано: <Он,
сын Шивы, пятирук, имеет лицо слона и мощные бивни, подобен обликом месяцу,
он - цветок мудрости, пребывающий в сердце, его стопы я славлю>. Аум Намах
Шивайя.

Каковы особые обязанности Господа Ганеши?

ШЛОКА 23

Устранитель препятствий, Ганеша держит в руках петлю и стрекало как знаки
его благой силы, разрешающей событиям произойти или предотвращающей эти
события. Поэтому мы призываем его милость и мудрость перед любым
поклонением или решением какой-либо задачи. Аум.

БХАШЬЯ

Господь Ганеша, бог времени и памяти, пребывающий в муладхара-чакре,
удерживающий равновесие между высшими и низшими чакрами, поддерживает все
чувствующие существа. Он держит у себя чертежи всего прошлого и будущего
всей вселенной - этого божественного шедевра. Только добро исходит от бога
Ганеши, который, приняв форму слона, отличается от других богов. Чарьяпада
начинается с поклонения ему. Он отводит несчастья от тех, кто выполняет
покаяние во имя его. Он руководит нашей кармой, находясь внутри нас и
определяя время событий. До совершения любого важного начинания мы просим
его убрать препятствия с пути, если будет на то его воля. Этот Господь
Препятствий делает так, чтобы мы не навредили себе, живя по несовершенному
плану или выражая ненужные просьбы, либо начиная непродуманное предприятие.
Перед тем как мы обращаемся к нему, он ожидает, что мы применим все свои
умственные способности для того, чтобы прийти к тому решению, которое он
принял. Так говорят Агамы: <Эти Владыки, которые, стоя на чистом пути,
выполняют разные обязанности, происходящие из высокой сферы майи, находятся
на острие воздействий высокой сферы майи>. Аум Намах Шивайя.

Какова природа Господа Карттикейи?

ШЛОКА 24

Господь Карттикейя, Муруган, - первый гуру и выдающийся мастер
кундалини-йоги. Он рожден из сознания Бога Шивы и вскормлен созвездием
Плеяд. Его динамическая сила будит духовное познание для того, чтобы вести
души по пути их эволюции к стопам Шивы. Аум.

БХАШЬЯ

Господь Карттикейя перелетает от планеты к планете по бесконечной субстанции
сознания. Для него вполне подходит имя Освободитель, ибо Он всегда приходит
на помощь тому, кто призывает его в несчастье. Господь Карттикейя, бог
воли, непосредственного познания и чистой детской божественной любви, ведет
нас вперед по праведному пути религии, закону его Отца. Царственно восседая
в манипура-чакре, этот бог пурпурного цвета благословляет человечество и
укрепляет нашу волю, когда мы поднимаемся к внутреннему небосводу через
садхану и йогу. Йога-пада начинается с поклонения ему. Уединенно
медитирующий йог почитает Карттикейю, Сканду, а его сознание становится
таким же спокойным, как Шаравана, озеро Божественной Сущности. Сила
Кундалини, заключенная в каждом, поддерживается и управляется этим сильным
богом, первым среди отреченных, дорогим всем санньясинам. Почитаемый под
именем Муругана на юге Индии, он - главнокомандующий великой армии дэвов,
прекрасный деятельный воин внутреннего мира, бесстрашный защитник
справедливости. Он - божество совершенной формы. Веды говорят: <Тем, кто
удалил свою нечистоту, почтенный Санаткумара показывает следующий берег
тьмы. Они называют его Сканда>. Аум Намах Шивайя.

Что означает копье Карттикейи?

ШЛОКА 25

Копьеподобный вель, который держит Господь Карттикейя, или Сканда, воплощает
различение и духовную проницательность. Наконечник копья, широкий, длинный
и острый, подобен нашему знанию, которое должно быть обширным, глубоким и
проникающим. Аум Намах Шивайя.

БХАШЬЯ

Энергия-шякти копья-веля, великая власть справедливости над
несправедливостью, подавляет смятение в низших сферах. Священное копье,
брошенное в цель, всегда поражает ее и всегда возвращается в мощную руку
Карттикейи, награждая нас победой справедливости, становясь
невысвобожденной энергией змеи Кундалини, которая препятствует каждому
нашему усилию, вызывая угрызения совести, если мы преступаем Закон Дхармы.
Таким образом, священное копье - наше освобождение от невежества на пути к
знанию, наше освобождение от тщеславия на пути к скромности, наше
освобождение от греховности на пути к чистоте через тапас. Когда мы
приносим покаяние и ищем его благословения, этот милосердный бог бросает
свое копье в астральный план, и оно пронзает дисгармонирующие звуки, цвета
и формы, уничтожая мрак сознания. Он - Царь царей, он - сила в их
скипетрах. Стоя за спиной временного правителя, он дает советы и руководит.
Его копье дает правителю силу, торжествует правосудие, мудрость обогащает
сознание граждан, дожди обильны, урожаи высоки и в закромах много запасов.
Так говорит <Тирумурай>: <Во мраке страха сияют его шесть ликов. Когда
угрожает большая опасность, его вель говорит: "Не бойся">. Аум Намах
Шивайя.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 74
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 22:58. Заголовок: Re:


Здравствуйте!
Я правильно понял, что Вы представитель Шиваизма? Если так, то мы по правилам форума , чтобы избежать путаницы в названиях тем сделаем названия с дополнительной расшифровкой :Индуизм.Шиваизм, у кришнаитов будет Индуизм.Кришнаизм

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 22:58. Заголовок: Re:


Я не совсем шиваит. Приведенные мной сообщения написаны представителем одной из школ Шиваизма, но в его книге дается обзор всему Индуизму. Поэтому, на мой взгляд, его книга "Танец с Шивой" это энциклопедия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 45
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 22:59. Заголовок: Re:


У меня такой глобальный вопрос, почему в Индуизме есть разделение на Вишнуизм, Брахманизм и Шиваизм? Разве это не ипостаси Одного Целого?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 27
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 22:59. Заголовок: Re:


Sky
Я Вас, наверное, уже замучил. Потерпите, пожалуйста, еще чуть-чуть. Религии излагались людям. Так чтобы они могли воспринять что-то. А людям свойственно разделять целое на части. Так они поступают постоянно, создавая время. Таков способ функционирования их сознания. В это сознание нисходит Истина, преломляется в нем и так же как оно распадается на части. В ранних религиях, к коим принадлежит Индуизм, речь в основном идет о чем-то внешнем-о богах, о космических силах, о природе, а в поздних, таких как Буддизм или Христианство, речь идет о внутренних процессах, присущих самому человеку, там уже психокосмос. Но принципы разделения одни и теже.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 28
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:00. Заголовок: Re:


Ravi
Я пытался в рубрике" Буддизм", в теме" Поняние Бога" провести сравнительный анализ понятия Бога в христианстве и понятия Татхагаты в буддизме. Сопоставил три тела Будды и Троицу( Отец-Сын- Святой Дух) христианского Бога. Кажется, в эту схему вписываются и три Совершенства Господа Шивы. И так: 1) Дхармакая, Бог-Отец, Абсолютная Реальность 2) Самбхогакая, Святой Дух, Чистоне Сознание 3) Нирманакая, Бог-Сын, Изначальная Душа.
Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 22
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:02. Заголовок: Re:


Пшик
Сравнивать "индуистскую троицу" и Троицу христиан - неправильно. Такое сравнение существует основываясь лишь на незнании основ учения Христаинства о Троице и индуисткого Тримурти+так называемый экуменизм.
Не вдаваясь в подробности учения христиан о Троице, давайте рассмотрим "индуистскую троицу" или Тримурти.

Трмурти - это три ипостаси Абсолюта, называемого Упанишадами Брахманом. Три аспекта Брахмана проявлены в Тримурти:
- Брахма - аспект творения
-Вишну - аспект поддержания или сохранения
-Шива - аспект трансформации и растворения Вселенной т.е. при растворении(пралайа) происходит "обратный процесс", своего рода сворачивание Вселенной и все проявленные элементы возвращаются к непроявленному состоянию.

Предпосылки тримурти можно видеть уже в триадических формах некоторых ведийских богов, например в образе Агни, присутствующего в виде солнца на небе, в виде молнии в атмосфере и в виде обычного огня на земле, или трех богинь, связанных с жертвоприношениями животных. Но лишь в сравнительно поздней Майтри-упанишаде Брахман как абсолютное начало сущего представлен в трех «образах владычества» – Брахмы, Рудры (Шива) и Вишну, подобно тому, как женское, мужское и среднее суть образы его рода, а огонь, ветер и солнце – образы его сияния. Дальнейшие этапы формирования конструкции тримурти засвидетельствованы в эпических текстах, в поздних Упанишадах, а также в поэзии Калидасы.

Та часть Его, которая характеризуется тамасом, именуется Рудрой. Та часть Его, что принадлежит
раджасу, есть Брахма. Та часть Его, которая принадлежит саттве, есть Вишну


Брахма, Вишну и Шива - это не отдельные Боги, хотя их и можно назвать Богами, в реальности они являются проявленем одного Абсолюта.
Можете просмотреть такую ссылку о Даттатреи, который являет собой единое проявление всех трех - Брахма, Вишу и Шивы.
http://dattatreya.ru/

 цитата:
Кажется, в эту схему вписываются и три Совершенства Господа Шивы.


Господь Шива - единая Сущность, но мы осознаем Его в трех Его совершенствах,
каковы суть Абсолютная Реальность, Чистое Сознание и Изначальная Душа. В
Своем качестве Абсолютной Реальности Шива - непроявленная, неизменная и
трансцендентная Сущность, самодостаточное Божество, вневременное, вне формы
и пространства. В Своем качестве Чистого Сознания Шива - проявленная
первичная субстанция, чистая любовь и свет, струящиеся сквозь все формы,
существующие повсюду во времени и пространстве как бесконечный интеллект и
сила. В Своем качестве Изначальной Души Шива проявляется в пяти измерениях:
Брахма - творец, Вишну - вседержитель, Рудра - разрушитель, Махешвара -
сокрывающий и Садашива - проявляющий. Он - наш личностный Бог, источник
всех трех миров.

Рассмотрев данной описание Садгуру Шивайа Субрамуния Свами, очень сложно заметить какое-либо сходство между Троицей христиан.
Следует отметить, что понятия троичности далеко не новы и встречаются практически во всех религиях мира.

Можно добавить и такое краткое описание Кашмирского Шиваизма:

Кашмирский шиваизм называют трика, так как эта школа рассматривает реальность в трех аспектах - Бог, душа и материя (Пара, Парапара и Апара), хотя, несомненно, существует лишь один Высший Шива. Высшая Реальность (Парататтва) имеет два аспекта - Парапара (субъект - объект) и Апара (объект или проявление).

Главные обсуждаемые темы в кашмирском шиваизме - это Бог, мир, душа, обусловленность и освобождение. Верховный Господь зовется Парасамвит (высший опыт), чит или Парамашива (высший Шива). Он anuttara, т.е. всеобъемлющий. Он вне времени, пространства и причинности. Он - несвязанный, Он - абсолютное блаженство (Paripurnanandaghana). Он Пракаша - Вимарша майа. Он может проявлять себя в различных формах по своему желанию. Вимарша - это внутреннее ощущение (perception). Он может идеально ясно видеть тождественность самого себя и вселенной. Его основных атрибутов, энергий и качеств (шакти) пять - чит (чистое сознание), ананда (блаженство), иччха (воля), джняна (знание) и крия (творческая сила или сила действия). Все они находятся в скрытом состоянии, спокойные как воды океана во время штиля (Prashanta Sagara) в трансцендентном состоянии Парамашивы. Когда Господь творит мир, все шакти принимают динамическую форму. Три из пяти шакти - иччха, джняна и крия, проявляют себя в различных формах, но в ограниченных масштабах, в сотворенном мире. Весь мир, таким образом, является проявлением шакти, которые неотделимы от Господа Парамашивы. Парамашива имеет два аспекта - трансцендентный и имманентный. В трансцендентном аспекте все пять шакти непроявлены. Парамашива всеведущ, всемогущ и вездесущ даже в имманентном состоянии.

Господь Парамашива сотворил этот мир и принял ограничения атрибутов по своей воле, это Его игра - лила. Он является абсолютной реальностью как в своем трансцендентном, так и в имманентном аспекте. Таким образом, мир, который является проявлением самого Господа, абсолютно реален. Мир неотделим от Него. Подобным же образом Парамашива проявил себя в двух формах - познающего и познаваемого. Познающий - это грахака, индивидуальная душа, познаваемое - грахья, вселенная или объективный мир.

Таким образом сопоставлять или говорить об идентичности или сходности Тримурти и Троицы, Трех Совершенствах Шивы и Троицы, не только лишен смысла, но и не поддается исторической и теологической критике.

Вот такой мой взгляд.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 23
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:03. Заголовок: Re:



 цитата:
У меня такой глобальный вопрос, почему в Индуизме есть разделение на Вишнуизм, Брахманизм и Шиваизм? Разве это не ипостаси Одного Целого?


Sky, глобально ответить не получится у меня. Разделение на Вишнуизм, Брахманизм, Шиваизм и т.д. связан скорее с многими факторами. Эти факторы можно назвать и теологическими, и историческими, и этническими и т.д. При всем внешнем разделении Индуизма, он остается самой большой ассоциацией или семьей религий. Как говорится, на вкус и цвет - товарища нет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 24
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:04. Заголовок: Re:



 цитата:
В ранних религиях, к коим принадлежит Индуизм, речь в основном идет о чем-то внешнем-о богах, о космических силах, о природе, а в поздних, таких как Буддизм или Христианство, речь идет о внутренних процессах, присущих самому человеку, там уже психокосмос.


Пшик, если вы подразумеваете ранние религии, то Индуизм - это более поздняя религия Вед. Ведь не секрет, что доиндуистского становления, религия в Индии имела разные формы, например: брахманизм, ведизм и т.д. Были разные этапы развития этой религии.

Если взять к примеру вопросы о внутреннем, то таковые понятия и описания вы можете встретить в Ведах, где помимо разных предметов бытия и т.д., есть описания и внутренних процессов. Можете просмотреть Ригведу, там данные понятия очень хорошо расписаны.
Понятия "внутреннего" - это единый и присущий всему сущему источник, единая сила и суть всего, закон Рита, единство и параллели между структурой человека и космоса(тому пример Пуруша-сукта из Ригведы 10.90), тот же самое и в Атхарваведе - "закон символической эквивалентности".

Другое дело, что сама идея поиска внутренней сущности Вселенной, как и человека, набирает силу в Упанишадах.
И не мало важен тот факт, что и сам буддизм так или иначе, но развивался не без влиянием Упанишад. И если сначала Буддизм противостоял зарождающемуся Ведантизму, то в дальнейшем происходит некоторое сближение позиций обоих школ(сближение, но не слияние!!!)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 25
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:05. Заголовок: Re:


Sky, небольшое дополнение.
Брахманизм - это не религиозное течение как Вайшнавизм или Шиваизм. Брахманизм - это этап становления Индуизма, как религии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 46
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:07. Заголовок: Re:


Ravi пишет:

 цитата:
Таким образом, мир, который является проявлением самого Господа, абсолютно реален. Мир неотделим от Него. Подобным же образом Парамашива проявил себя в двух формах - познающего и познаваемого. Познающий - это грахака, индивидуальная душа, познаваемое - грахья, вселенная или объективный мир.


Хотелось бы услышать Ваши ответы на те вопросы, которые мы обсуждаем с Дас, а именно:
через индивидуальные души Бог познает себя?
смысл сотворения имманентного мира?
вернутся ли все индивидуальные души к Богу в обязательном порядке?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 26
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:08. Заголовок: Re:


Если мы говорим о Брахмане, как о «лоне всего сущего и не-сущего», выводя понятие обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов этого проявленного мира, то вопрос о любом познании попросту отпадает.

Если мы говорим об Ишваре, как Личностном Боге, Творце этого проявленного мира, то этот вопрос также не подлежит критике. Если расмотртеть Ишвару с точки зрения Адвайта Веданты, то Ишвара - это никто иной как Брахман, воспринимаемый индивидуальностями как Брахман наделенный атрибутами. Здесь тогда можно отметить, Брахман неопределим по своей сущности, но обнаруживается по своим проявлениям, которые равнозначны состояниям этого мира, у которого нет иного источника, кроме него[Брахмана]. Но если Ишвара или Личностный Бог есть никто иной как сам Брахман, то как можно говорить о том, что он познает себя. Если бы он нуждался в познании, то Он не был бы абсолютной природой т.к. обуславливался бы двойственность объекта и субъекта. Ишвара не был бы повелителем Майи или Шакти. Ишвара связан с Майей также само, как и индивидуальная душа или джива, но это связь отлична от связи дживы.

Майа, Шакти - это способность, творчество, потенция Брахмана. Когда Брахман проявлен, то Шакти предстает перед нами как его Сила или Способность к Действию. Именно через Шакти и именно Она творит эту Вселенную со всеми феноменами этого Мира.
И здесь надо обратить внимание на то, что сама Вселенная это ничто иное как сам Брахман, но воспринимается нами как нечто иное и отличное от Брахмана. Не Майя, авидья реальна на ровно столько, на сколько непросветлено сознание дживы. По мере развития состояния освобождения майя перестаёт существовать как обьективная реальность.

Шива - всевышний Бог обладает недвойственной природой, но и он же поддерживает двойственность сотвореного мира имен и форм. И сам проявляет в нем свои формы. Как и Кашмирский Шиваизм, Вирашиваизм признаёт единство трех форм божества. Душа и Бог, а так же Творящая сила все это - одно. Но душа становится способной войти в запредельный опыт адвайты только после того как сможет воспринять Бога через те Его силы которые он проявляет во внешнем мире. В Шиваизме иногда встречаются такие категории как Паша (оковы, связанность Пракрити), Пашу - сам связанный, и Пати - Повелитель, который как налагает оковы, так и по своей воле снимает их.

Можно сказать, что Бог познает себя самого, но тогда Он есть не только познающий, но и познаваемое. Вопрос на каком уровне и насколько реально наличие познающего и познаваемого. На нашем уровне - оба являются реальность, но на абсолютном уровне - они отсутствуют т.к. и познающий, и познаваемое есть ничто иное, как сам Шива[Брахман]. Наличие познающего и познаваемого, как и сам Мир вполне можно назвать лилой или игрой. Ведь, сама Вселенная со всеми ее формами, субъектами и объектами и т.д. есть ничто иное как сам Шива и это "строительным материалом" этого Мра является - Шива.

Смысл сотворения имманентного или проявленного Мира найти невозможно. Поэтому, сотворение Вселенной называют лилой.
Почему нет смысла или его нельзя найти, потому что, Творение есть не подчиненная некоторой схеме активность и действия, а Божественная Игра. Божественная Игра - это нечто, что характеризуется свободной от заранее заданной и запланированной цели, творческая спонтанность, легкость и это свидетельствует не о недостаточности, а о переизбыточности. Лила - существует выше двойственности зла и добра, который существуют лишь на индивидуальном уровне и регулируются законом кармы. Закон кармы - это некое правило, но не жесткая схема и команда в игре. Поэтому нет никакого предопределения, предызбрания, рока, фатализма. Нет никакого вечного наказания или пребывания в раю. В этом смысле Ишвара беспристрастен к персонажам, выступающим как индивидуальная джива в ходе игры, это подобно дождю, который проливается не только там, где в нем нуждаются. Ишвара создает возможность духовного совершенствования, вплоть до возвышения над двойственностью и уподобления Ему самому - абсолютно для всех. таким образом, на нашем уровне вечны лишь свобода играющего Бога и возвращение к свободе тех, кто временно вовлечен в его игру.
Когда все душа возвращается к своему изначальному и вечному состоянию, к своей природе – Парамшивы, то игра завршается. Игра продолжает существование для тех, кто в нее «вовлечен».

В Вирашиваизме для отношения души и Бога используется термины Линга и Анга. Линга - Полнота, Анга - часть. Отношения между Лингой и Ангой устанавливаются уже в момент появления самой души как отдельной части. Момент сознательного движения души к восстановлению своего единства с Богом делает эти отношения сознательными и индивидуальными. Реализуя мистерию отношений с Богом и эволюционируя в ней душа приходит к состоянию Адвайта, реализации недвойственности. Состояние Адвайты невозможно выразить посредством слов, так как это Бог в Абсолютном и безграничном аспекте, это так же Бог во всех присущих ему формах, как связанных так и свободных от оков круга перевоплощений.

В Вирашиваизме промежуточные стадии реализации этого состояния тоже считаются формами освобождения. Само участие в мистерии, игре души и Бога, обретение пути и движение по нему чудесный и удивительный опыт. Анга - это маленький Шива, атма, бесконечно малая часть Шивы, но постепенно раскрывающая себя в полноте и могуществе Непостижимого. Шакти же - это всё то, что нас окружает и окружало когда либо, это сам путь, и вся гамма состояний через которые проходит наше восходящее сознание.

Пураны погружают человека в мир божественных игр, в котором Бог нисходит в своё творение, вместе с тем, он не теряет при этом своей трансцендентной природы, выходя за рамки одного из персонажей мифа. Но познать его безличную природу не представляется возможным без поклонения персональной форме. Как огонь невозможно увидеть без дров, так и на Шиву необходимо медитировать как на выраженную в образе Шивалинги форму божества. Шива снимает оковы майи с преданного постепенно открывая ему знание о своей безличной природе как Шивататтве, атмане (свете сознания который находится в душе), Парабрахмане - свете абсолютного сознания не связанного формами и образами.

Так как сам Шива невыразим по определению, все что джива может постичь - это формы его шакти. В зависимости от уровня своего духовного развития Джива имеет дело с различными формами шакти, постепенно проходя свой духовный путь, она переходит от одной формы Шакти к другой, до тех пор пока не соединяется полность с Шивой. Шакти, которая вышла из Абсолюта для осуществления процесса творения называется Вимарша-шакти. При процессе творения происходит появление Дживы. Она попросту теряет своё единство с Шивой и тем самым начинает существовать отдельной жизнью. Отождествившись посредством Вимарша-шакти с творением она теряет свою чистоту и всезнание, становится ограниченной. Шакти покрывает Дживу (индивидуальную душу) тремя видами облочек - саттвой, раджасом и тамасом. Сама же Шакти становится при этом Пракрити - материальной энергией. Задача духовной практики – перейти эти пределы ограниченого эгоцентризмом человеческого сознания. Отличие вирашиваизма от Шайва-сиддханты в том, что в Вирашиваизме Единый становится многим.

Получилось немного сумбурно, но надеюсь, что понятно.

P.S. при написании ответа, мной была использована информация с сайта Шиваизм http://www.shaivism.kriyayog.ru/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 27
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:09. Заголовок: Re:


Радхакришнан С. Система Пратьябхиджня. (Из книги “Индийская философия” том 2)


Хотя агамы также были основой кашмирского шиваизма, последующие работы показывают его определенную склонность к адвайтизму
Говорят, что Васугупта (IX столетие н. э.) нашел “Шива-сутру” и преподавал ее Каллате. “Спанда-карика”, сочиненная Васугуптой или Каллатой, “Шивадришти” Самананды (900-е годы н. э), “Пратьябхиджня-сутра” Утпалы (900-е годы н. э.), “Парамартхасара” и “Пратьябхиджнявимаршини” Абхинавагупты, “Тантралока” “Шивасутравимаршини” и “Спандасандоха” Кшемараджи являются некоторыми наиболее важными работами этой школы. Они считали шиваитские работы Агамы и Сиддханту авторитетными и обновляли их в духе адвайты Шанкары. Эти работы, которые показывают различия мнений и говорят о том, что они представляют три различных рода монистического идеализма, получили общее название “Трика”.
“Шива-сутра” вместе с “Варттикой” Бхаскары и “Вимаршини” Кшемараджи представляют одну тенденцию: “Спанда-карика” Васугупты вместе с “Вритти” Каллаты излагают идеализм, который не сильно отличается от предыдущего. “Шивадришти” Сомананды, “Пратьяхбхиджня-сутра” Утпалы и работы Абхинавагупты поддерживают не-дуализм.
Из них последний представлялся Мадхаве наиболее важным, так как он подводит другие два под этот род идеализма, а сторонники этой доктрины также утверждали, что все другие системы были предварительными ступенями для данной системы.
Только реальность вселенной есть Шива, который представляет собой бесконечное сознание и неограниченную самостоятельность. Он обладает множеством других черт, как например, вездесущность, вечность, бесформенность, хотя самостоятельность (сваччханда) свойственна только ему.
Шива является как субъектом, так и объектом, обладающим опытом, а также и данным в опыте.
“Так же как сознание, на которое весь этот результирующий мир опирается и откуда последний следует, он является свободным по своей природе и не может быть в чем-либо ограниченным. Так же как он движется в различных состояниях пробуждения, сна и т. д., отождествляясь с ними, он никогда не лишается своей истинной природы познающего”. В стиле адвайта-веданты говорится: “То, в чем нет ни удовольствия, ни боли, что не является познающим или познаваемым и в чем не имеется, с другой стороны, бессознательности, единственно реально существует”. Реальность субъекта не требует доказательства, так как всякое доказательство предполагает его. Все прочее для Шивы является ничем. Мир существует в пределах сознания, хотя и кажется, что он вне его. “Властелин форм читты (интеллекта), испытывая влияние желания, является причиной того, что вся сумма объектов сияет так, как если бы они существовали вовне, хотя и без субстрата, как йоги”.
Существование побуждающей причины, такой, как карма, или материальной причины, как пракрити, для творения мира является недопустимым.
Майя также не является признаком, который создает иллюзорные формы. Бог абсолютно независим и творит все, что существует, просто силою своей воли. Он производит мир, выявляя его в себе, как если бы он был отличным от него, хотя и не так реально, а скорее так, как объекты отражаются в зеркале. Бог так же не затронут действием объектов своего творения, как зеркало - образами, отраженными в нем. Благодаря своей собственной чудесной силе (Шакти), присущей ему, бог проявляется в форме духов и образует объекты для их восприятий.
Только действительность является неограниченным чистым я, единственным и исключительным субстратом вселенной, активность которого (спанда, колебания) является причиной всех различий.
В то время как Шива представляет собой неизменную реальность, лежащую в основании всей вселенной, его сила, или Шакти, обладает бесчисленными аспектами, из которых главные следующие: чит (интеллект), ананда (блаженство), иччха (воля), джняна (познание) и крия (творческая сила). Признаются тридцать шесть таттв, или принципов. Когда Шакти функционирует в качестве читты, абсолют становится чистым опытом, называемым шивататтвой.
Так как жизнь начинается благодаря действиям ананды Шакти, мы получаем вторую ступень шактитаттвы. Воля к самовыражению появляется примерно на третьей стадии бытия. Имеется последующий сознательный опыт (джняна) бытия и ишварататтва с его силой и волей к созданию вселенной. На следующей стадии появляется познающий, а также объект познания; в это время начинается действие (крия) Это стадия шуддхавидьи. Таким образом, пять трансцендентальных таттв выражают Шакти Шивы с пятью его силами.
Мир явлений возникает благодаря силе майи, из которой возникают ограничения пространства (нияти), времени (кала), интереса (раса), познания (видья) и силы (кала). Через силу майи бесконечный опыт проявляет себя во множестве ограниченных опытов, или пуруш. Но всякое ограничение включает в себя нечто такое, что ограничивает. Так возникает различение между пурушей и пракрити. Дальнейшая эволюция идет по схеме санкхьи. Все ступени эволюции восходят к единому абсолютному Шиве. Допускается циклическое появление и исчезновение мира. Процесс проявления (абхаса) вселенной не затемняет чистоту абсолютного Шивы, который выходит за пределы своих собственных проявлений.
Так как душа по своей природе является сознанием и индивидуальная душа - такая же, как и универсальная, то доктрина конечной множественности душ отвергается. Чистое сознание пребывает в каждом из нас, хотя оно затемнено нереальным упадхи. Наша зависимость обусловлена незнанием (аджняна). Кшемараджа замечает: “Будучи бесконечным сознанием, душа думает: “я конечна”; будучи независимой, она думает: “я - тело”. Она забывает, что мир - это всецело нереальная часть Шивы и что душа идентична Шиве”.
Узнавание (пратьябхиджня) реальности - это все, что необходимо для освобождения. Но если индивидуальная душа представляет собой то же самое, что и универсальная душа, то можно спросить, почему необходим факт узнавания. Мадхва отвечает на этот вопрос аналогией. Жаждущая любви женщина не утешится просто присутствием возлюбленного, она должна познать его как такового. Узы незнания преодолеваются только таким узнаванием. Когда душа осознает себя в качестве божественной, она отдыхает в мистическом блаженстве тождества с богом.
Согласно школе Спанда, душа получает знание в интенсивном йогическом созерцании, достигает верховенства Шивы во вселенной и поглощается мистическим экстазом мира и покоя. Относительно шиваитской школы, тантры и йоги в “Шива-сутре” упоминается три метода получения освобождения.
Согласно Абхинавагупте, имеется три класса свободных душ: те, которые ассимилированы всевышним (парамукта), те, которые едины с ним в фазе его обнаружения (апарамукта), и те, которые все еще находятся в теле (дживанмукта). Освобожденная душа становится единой со всевышним, так как допускается, что “нет ничего отличного от спасенного, чему следовало бы воздавать хвалу или приносить жертвоприношения”. Когда, таким образом, воображаемый дуализм исчезает, индивид преодолевает призрачную майю и поглощается в Брахме, как вода в воде или молоко в молоке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 29
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:15. Заголовок: Re:


Ravi пишет:

 цитата:
Сравнивать "индуистскую троицу" и Троицу христиан - неправильно. Такое сравнение существует основываясь лишь на незнании основ учения Христаинства о Троице и индуисткого Тримурти+так называемый экуменизм.


Я их и не сравнивал. Знаю, что это разные поняния. Я сравнивал Троицу и Три Совершенства.Ravi пишет:

 цитата:
Рассмотрев данной описание Садгуру Шивайа Субрамуния Свами, очень сложно заметить какое-либо сходство между Троицей христиан


А мне сложно заметить различия.Ravi пишет:

 цитата:
В
Своем качестве Абсолютной Реальности Шива - непроявленная, неизменная и
трансцендентная Сущность, самодостаточное Божество, вневременное, вне формы
и пространства.


Христианского Бога-Отца никто никогода не видел, даже ангелы, и не знает, кроме Сына.Ravi пишет:

 цитата:
В Своем качестве Чистого Сознания Шива - проявленная
первичная субстанция, чистая любовь и свет, струящиеся сквозь все формы,
существующие повсюду во времени и пространстве


Тоже самое говорят о Святом Духе.Ravi пишет: О Изначальной Душе Шивы

 цитата:
Он - наш личностный Бог


Чем не Сын. Здесь речь идет о форме, чувственно воспринимаемой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 28
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:16. Заголовок: Re:


"Ekam sad vipra bahudha vadanti. Agnim yamam matarisvanam ahuh"
"Истина одна, но мудрые называют её различными именами: Агни, Яма, Митра – суть её имена".
(Риг-Веда, 1.164.46)

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 19
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:17. Заголовок: Re:


У меня вопрос ко всем знатокам Индуизма. Почему в индуизме такая сложная схема познания Бога? Разве не должно понятие Бога выходить как-то более просто без сложных логических построений? Или это связано с тем , что Индуизм пытается охватить и космологические вопросы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 47
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:17. Заголовок: Re:


А у меня такой вопрос знатокам Индуизма. Есть ли такие методики или медитации, чтобы увидеть Бога, Сверх Душу, будущее?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 30
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:18. Заголовок: Re:


Sky пишет:

 цитата:
Есть ли такие методики или медитации, чтобы увидеть Бога, Сверх Душу, будущее?


Я не знаток индуизма, но на этот вопрос могу ответиь.
Да есть. Это прекращение ВСЯКИХ поисков. И религиозных, и не религиозных. Я пока этого состояния не нашел, поэтому буду искать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 31
Зарегистрирован: 13.04.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.08 23:19. Заголовок: Re:


Green пишет:

 цитата:
Почему в индуизме такая сложная схема познания Бога? Разве не должно понятие Бога выходить как-то более просто без сложных логических построений? Или это связано с тем , что Индуизм пытается охватить и космологические вопросы?


У простых людей просые представления о Боге. У сложных - сложные. Каков человек таковы его представления о Боге.
Что влечет человека тем он наделяет и Бога.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 81 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет